Цель
урока: Познакомить
учащихся с химическими свойствами воды
и рассмотреть их по признаку “число и
состав исходных веществ и продуктов
реакции”, рассмотреть условия
взаимодействия оксидов металлов и
неметаллов с водой, рассмотреть понятия
электролиз, фотолиз, гидролиз, продолжить
формирование умений составлять уравнения
химических реакций, определять тип
химических реакций по числу и составу
реагирующих веществ и продуктов.
Задачи:
Образовательные задачи:
-контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
-уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
-уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов
Развивающие
задачи:
-развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
-развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
-развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
-развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.
Воспитательные задачи:
-формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
-воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
-воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
Элементы содержания: электролиз, фотолиз, фотосинтез, гидролиз
Оборудование: натрий, карбид кальция, оксид кальция, оксид железа, вода, медиапроектор, наборы для лабораторной работы, фенолфталеин, пробирки, штатив для пробирок, флаконы с реактивами.
Тип
урока: комбинированный
План
урока:
1.
Организационный момент.
2.
Промежуточный контроль знаний.
3.
Изучение новой темы.
4.
Закрепление.
5.
Домашнее задание.
6.
Рефлексия
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Цель:
подготовиться к проведению урока, к
наиболее эффективной работе на уроке.
Проверяется
готовность к уроку, раздаются листы с
тестом,
объявляются
этапы урока.
Вступительное
слово учителя. На
этом уроке мы рассмотрим новую тему
“Типы химических реакций на примере
свойств воды”. Для этого нам нужно
вспомнить материал, который мы уже
прошли в темах “Типы химических реакций”,
“Химические уравнения”. Сейчас мы
выполним тест по этим темам.
II.
Промежуточный контроль знаний по темам
“Типы химических реакций”, “Химические
уравнения” по технологии “Взаимопередачи
заданий”
Цель: проверить
умения составлять уравнения химических
реакций, определять тип химических
реакций по числу и составу реагирующих
веществ и продуктов и продолжить
формировать эти умения в случае
недостаточной сформированности..
Тест
по темам “Типы химических реакций”,
“Химические уравнения”
Время
выполнения - 5 минут
Учащиеся
выполняют тест – 5 минут. После того,
как учащиеся выполнят тест, необходимо
проверить работу соседа и поставить
оценку, затем тесты передать на проверку
учителю. Учитель просит класс поднять
руки, кто написал тест на 5 или 4 балла.
Диктую правильные ответы.
1
вариант 2 вариант
1
Соединения 1 разложения
2
Разложения 2 соединения
3
замещения 3 обмена
4
обмена 4 замещения
I
вариант
Расставьте
коэффициенты в схемах реакций, укажите
тип химической реакции по признаку
“число и состав исходных веществ и
продуктов реакции”
1
часть карточки
1.
2 Cu + O2 —>
2 CuO реакция соединения
2.
2 Fe(OH)3 —>
Fe2O3 +
3 H2O
реакция разложения
2
часть карточки
3.
2 AL + 3 CuBr2 —>
2 AlBr3 +
3 Cu реакция замещения
4.
3 Ca(OH)2 +
2 Na3PO4 —>
Ca3(PO4)2 +
6 NaOH реакция обмена
II
вариант
Расставьте
коэффициенты в схемах реакций, укажите
тип химической реакции по признаку
“число и состав исходных веществ и
продуктов реакции”
1
часть карточки
1.
2 Cr(OH)3 —>
Cr2O3 +
3 H2O
реакция разложения
2.
Si + 2 F2 —>
SiF4 реакция
соединения
2
часть карточки
3.
2 Fe(OH)3 +
3 H2SO4 —>
Fe2(SO4)3 +
6 H2O
реакция
обмена
4.
2 FeBr3 +
3 Zn —>3 ZnBr2 +
2 Fe реакция замещения
III.
Изучение нового учебного материала.
Учебная
цель: В
результате этого урока мы должны
рассмотреть химические свойства воды.
В ходе урока мы узнаем, в каких реакциях
разложения, соединения, замещения и
обмена участвует вода. Вывод цели с
помощью учеников
Слово
учителя: Моя
цель на уроке рассказать вам об этом,
помочь вам запомнить эти реакции, и мы
продолжим учиться составлять уравнения
химических реакций, определять тип
химических реакций по числу и составу
реагирующих веществ и продуктов.
Основные
положения нового учебного материала,
который вы сегодня должны освоить.
Самое
удивительное вещество на нашей планете
- оксид водорода H2O
Химические
свойства воды. Объяснение
с опорой на знания учеников.
1.
Реакция разложения. Что
такое реакция разложения?
Сегодня
мы познакомимся с новым типом реакций
разложения - электролиз
Электролиз –
реакция, протекающая под действием
постоянного электрического тока
электрический
ток
2H2O
—> 2H2 +
O2
Давайте
вспомним процесс фотосинтеза.
Запись
в тетради
Фотолиз –
разложения воды под действием света
(фотос - свет лизос – разложение)
Растения
разлагают воду на водород и кислород
2H2O
—> 2H2 +
O2
Водород
используется растением для синтеза
глюкозы
H2 +
CO2 —>
C6H12O6 (схема
процесса)
При
этом кислород растением не используется,
а выделяется в атмосферу.
Совокупность
этих процессов называют фотосинтезом
Уравнение
реакции фотосинтеза (реакция синтеза)
6CO2
+ 6H2O —> C6H12O6 +
6O2
Коэффициенты
в уравнении реакции выставляются с
опорой на знания учеников фронтально
или у доски вызванным учеником
2.
Реакции соединения. Фронтальный
опрос класса: дать определение реакции
соединения.
Сегодня
мы рассмотрим реакции соединения на
примере взаимодействия оксидов металлов
и неметаллов с водой
1.
Реакция гашения извести
Демонстрация
CaO
+ H2O негашеная известь |
—> | Ca(OH)2 гашеная известь |
гидроксид
кальция, растворимое основание, щелочь
Обратить
внимание учеников, что такое щелочь
Закрепление. Фронтальный
опрос: Что такое щелочь? (Щелочи – это
растворимые основания.)
Какие
металлы и оксиды каких металлов образуют
растворимые основания – щелочи? (Щелочи
образуют металлы I группы, главной
подгруппы, металлы II группы, главной
подгруппы, начиная с кальция.)
2.
Реакция образования растворимых,
кислородсодержащих кислот из оксидов
неметаллов
P2O5 +
3 H2O
—> 2H3PO4 фосфорная
кислота или гидроксид фосфора
Обратить
внимание учеников, что гидроксиды –
это не только основания, но и
кислородсодержащие кислоты.
Составить
схему
Правило
– вода реагирует с оксидами металлов
и неметаллов, если образуются растворимые
гидроксиды (основания или кислоты)
Закрепление,
фронтальный опрос: Посмотрите в учебник,
страница 171, и объясните, почему в одном
случае оксиды взаимодействуют с водой,
а других случаях взаимодействие не
происходит?
3.
Реакции замещения. Объяснение
учителя с опорой на знания учеников.
Что
такое реакция замещения?
Уравнение
реакции взаимодействия натрия с водой
на доске записывает вызванный ученик,
Демонстрация
взаимодействие натрия с водой
4.
Реакция соединения.
Объяснение учителя с опорой на знания
учеников.
Актуализация
знаний. Что
такое реакция соединения? Почему в
таблице растворимости в некоторых
клетках стоят прочерки?
Гидролиз –
это реакция обменного разложения
вещества с водой. То есть это одновременно
реакция и обмена и разложения.
Демонстрация
опыта учителем и объяснение его
результатов с записью уравнения на
доске учеником
CaC2 + карбид кальция |
2H2O —> | C2H2 + ацетилен |
Ca(OH)2 гидроксид кальция |
IV.
Закрепление учебного материала
Учебная
цель: Закрепить новые понятия и учебные
навыки
Фронтальный
опрос:
Что
такое электролиз воды?Что такое фотолиз воды?
Что такое гидролиз?
Что объединяет эти реакции?
V.
Задание на дом
VI.
Рефлексия
Обсуждение
с учащимися, что понравилось в проведенном
уроке, а что вызвало затруднение.
Комментарии
Отправить комментарий