Урок химии на тему "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Цель урока: Познакомить учащихся с химическими свойствами воды и рассмотреть их по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”, рассмотреть условия взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой, рассмотреть понятия электролиз, фотолиз, гидролиз, продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.
Задачи:

Образовательные задачи:

-применение знаний, умений и навыков в новых условиях - создание проблемной ситуации;

-контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;

-уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;

-уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов


Развивающие задачи:


-развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;

-развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:


-формирование у учащихся познавательного интереса к химии;

-воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;

-воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.

Элементы содержания: электролиз, фотолиз, фотосинтез, гидролиз

Оборудование: натрий, карбид кальция, оксид кальция, оксид железа, вода, медиапроектор, наборы для лабораторной работы, фенолфталеин, пробирки, штатив для пробирок, флаконы с реактивами.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент.
2. Промежуточный контроль знаний.
3. Изучение новой темы.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: подготовиться к проведению урока, к наиболее эффективной работе на уроке.
Проверяется готовность к уроку, раздаются листы с тестом, объявляются этапы урока.


Вступительное слово учителя. На этом уроке мы рассмотрим новую тему “Типы химических реакций на примере свойств воды”. Для этого нам нужно вспомнить материал, который мы уже прошли в темах “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”. Сейчас мы выполним тест по этим темам.
II. Промежуточный контроль знаний по темам “Типы химических реакций”, “Химические уравнения” по технологии “Взаимопередачи заданий”
Цель: проверить умения составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов и продолжить формировать эти умения в случае недостаточной сформированности..
Тест по темам “Типы химических реакций”, “Химические уравнения”
Время выполнения - 5 минут
Учащиеся выполняют тест – 5 минут. После того, как учащиеся выполнят тест, необходимо проверить работу соседа и поставить оценку, затем тесты передать на проверку учителю. Учитель просит класс поднять руки, кто написал тест на 5 или 4 балла. Диктую правильные ответы.
1 вариант                     2 вариант
1 Соединения               1 разложения
2 Разложения               2 соединения
3 замещения                3 обмена
4 обмена                      4 замещения
I вариант
Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”
1 часть карточки
1. 2 Cu + O2 —> 2 CuO реакция соединения
2. 2 Fe(OH)3 —> Fe2O3 + 3 H2O реакция разложения
2 часть карточки
3. 2 AL + 3 CuBr2 —> 2 AlBr3 + 3 Cu реакция замещения
4. 3 Ca(OH)2 + 2 Na3PO4 —> Ca3(PO4)2 + 6 NaOH реакция обмена
II вариант
Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите тип химической реакции по признаку “число и состав исходных веществ и продуктов реакции”
1 часть карточки
1. 2 Cr(OH)—> Cr2O3 + 3 H2O реакция разложения
2. Si + 2 F—> SiFреакция соединения
2 часть карточки
3. 2 Fe(OH)3 + 3 H2SO4 —> Fe2(SO4)3 + 6 H2O реакция обмена
4. 2 FeBr3 + 3 Zn —>3 ZnBr2 + 2 Fe реакция замещения
III. Изучение нового учебного материала.
Учебная цель: В результате этого урока мы должны рассмотреть химические свойства воды. В ходе урока мы узнаем, в каких реакциях разложения, соединения, замещения и обмена участвует вода. Вывод цели с помощью учеников
Слово учителя: Моя цель на уроке рассказать вам об этом, помочь вам запомнить эти реакции, и мы продолжим учиться составлять уравнения химических реакций, определять тип химических реакций по числу и составу реагирующих веществ и продуктов.
Основные положения нового учебного материала, который вы сегодня должны освоить.
Самое удивительное вещество на нашей планете - оксид водорода H2O
Химические свойства воды. Объяснение с опорой на знания учеников.
1. Реакция разложения. Что такое реакция разложения?
Сегодня мы познакомимся с новым типом реакций разложения - электролиз
Электролиз – реакция, протекающая под действием постоянного электрического тока

электрический ток
2H2O —> 2H2 + O2
Давайте вспомним процесс фотосинтеза.

Запись в тетради
Фотолиз – разложения воды под действием света (фотос - свет лизос – разложение)
Растения разлагают воду на водород и кислород
2H2O —> 2H2 + O2
Водород используется растением для синтеза глюкозы
H2 + CO—> C6H12O(схема процесса)
При этом кислород растением не используется, а выделяется в атмосферу.
Совокупность этих процессов называют фотосинтезом
Уравнение реакции фотосинтеза (реакция синтеза)
6CO2 + 6H2O —> C6H12O+ 6O2
Коэффициенты в уравнении реакции выставляются с опорой на знания учеников фронтально или у доски вызванным учеником
2. Реакции соединения. Фронтальный опрос класса: дать определение реакции соединения.
Сегодня мы рассмотрим реакции соединения на примере взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой
1. Реакция гашения извести
Демонстрация

CaO + H2O
негашеная известь
> Ca(OH)
гашеная  известь
гидроксид кальция, растворимое основание, щелочь
Обратить внимание учеников, что такое щелочь
Закрепление. Фронтальный опрос: Что такое щелочь? (Щелочи – это растворимые основания.)
Какие металлы и оксиды каких металлов образуют растворимые основания – щелочи? (Щелочи образуют металлы I группы, главной подгруппы, металлы II группы, главной подгруппы, начиная с кальция.)
2. Реакция образования растворимых, кислородсодержащих кислот из оксидов неметаллов
P2O5 + 3 H2O —> 2H3POфосфорная кислота или гидроксид фосфора
Обратить внимание учеников, что гидроксиды – это не только основания, но и кислородсодержащие кислоты.
Составить схему
Правило – вода реагирует с оксидами металлов и неметаллов, если образуются растворимые гидроксиды (основания или кислоты)
Закрепление, фронтальный опрос: Посмотрите в учебник, страница 171, и объясните, почему в одном случае оксиды взаимодействуют с водой, а других случаях взаимодействие не происходит?


3. Реакции замещения. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.
Что такое реакция замещения?
Уравнение реакции взаимодействия натрия с водой на доске записывает вызванный ученик,
Демонстрация взаимодействие натрия с водой
4. Реакция соединения. Объяснение учителя с опорой на знания учеников.
Актуализация знаний. Что такое реакция соединения? Почему в таблице растворимости в некоторых клетках стоят прочерки?
Гидролиз – это реакция обменного разложения вещества с водой. То есть это одновременно реакция и обмена и разложения.
Демонстрация опыта учителем и объяснение его результатов с записью уравнения на доске учеником
CaC+
карбид кальция
2H2O —> C2H+
ацетилен
Ca(OH)2
гидроксид  кальция
IV. Закрепление учебного материала
Учебная цель: Закрепить новые понятия и учебные навыки
Фронтальный опрос:
Что такое электролиз воды?
Что такое фотолиз воды?
Что такое гидролиз?
Что объединяет эти реакции?

V. Задание на дом

VI. Рефлексия

Обсуждение с учащимися, что понравилось в проведенном уроке, а что вызвало затруднение.

Комментарии