Урок химии в 8 классе
Тема урока: «Простые вещества – металлы и неметаллы»
Обеспечить условия для восприятия и осмысления понятий «металлы» и «неметаллы» посредством заданий для групповой работы. Повторить и закрепить знания о металлах и неметаллах.
Планируемые результаты.
Личностные:
- способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности; содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни;
возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.
Метапредметные:
- обеспечить «ситуацию успеха», создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.
Предметные:
- создать условия для усвоения понятий «металлы» и «неметаллы»; расширить и углубить химические знания учащихся; содействовать формированию экспериментальных умений и навыков; включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.
Тип урока: урок повторение изученных знаний.
Методы урока: частично-поисковый, частично-исследовательский, иллюстративный, эвристический; работа в паре и в группах, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы урока: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная беседа.
Средства обучения, оборудование: ПСХЭ, прибор для получения газов, инструкционные карты, слайд - презентация урока - подготовленная учителем, проектор, компьютер, поддерживающий формат Microsoft Power Point – 2007.
Применяемые технологии: урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.
План урока
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Актуализация темы.
- Формулировка темы урока.
- Целеполагание.
- Повторение знаний о металлах.
- Определение положения металлов в таблице Д.И. Менделеева.
- Первичная проверка понятия материала. Строение атома лития.
- Определение положения неметаллов в таблице Д.И. Менделеева. Повторение знаний о неметаллах. Благородные газы и их применение.
- Физкульт-минутка
- Аллотропия. Заполнение таблицы.
- Исторический факт. Экспедиция к Южному полюсу Земли в 1911 году.
- Формулирование выводов об относительности деления веществ на металлы и неметаллы.
- Рефлексия.
- Заключительное слово учителя.
Презентация к уроку "Простые вещества металлы и неметаллы"
Ход урока "Простые вещества металлы и неметаллы"
Этапы урока
|
Основное содержание
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1. Орг. момент |
Приветствие учащихся. Стихотворение Н.А.Морозова (слайд 2)
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Дал нам Космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера – их отец!
И спеши, мой сын, узнать,
Всем им ртуть – родная мать!
Семь металлов, известные еще в Древнем Египте, считались представителями на Земле семи планет. Посмотрите, может быть какой-то элемент здесь лишний?
|
Фронтальная беседа. Ученики высказывают свое мнение, находят лишний элемент.
|
2. Актуализация темы | Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала ответить на несколько вопросов. Что изображено на слайде? (слайд 3) Можем ли мы разделить эти вещества на группы? А что общего между этими веществами? | Фронтальная беседа. Ученики определяют принадлежность веществ к классам, находят черты сходства и различия. |
3.Формулировка темы урока | Ключевые слова по слайду 3 записываются на доске, а из них составляется тема урока. (слайд 4) | Формулируют тему урока: «Простые вещества - металлы и неметаллы». |
4. Целеполагание | Определяем границы знания, выполнив задание в опорном конспекте на соответствие свойств металлов и неметаллов. Что я знаю: физические свойства металлов и неметаллов. (слайд 5) Что хочу узнать: Повторить понятия металлы и неметаллы, их физические свойства. Выявить отличие металлов от неметаллов. |
Соотносят свойства металлов и неметаллов. Заполняют столбцы «Что я знаю» «Что я хочу узнать» |
5. Повторение знаний о металлах | Разговор о применении металлов в жизни на основе их физических свойств. Положение металлов в периодической системе. (слайды 6-12). | Учащиеся коллективно обсуждают проблему и определяют общие свойства металлов. Находят их положение в периодической системе Д.И. Менделеева. |
6. Проверка понятия материала. | В опорном конспекте и на доске выполняем задание по строению атома лития. | Ученик выходит к доске. Остальные работают в опорных конспектах. |
7. Определение положения металлов и неметаллов в таблице Д.И. Менделеева. | Переходим к теме неметаллы. Определяем их положение в таблице Д. И. Менделеева. (слайд 13) | Учащиеся отвечают с места. |
8. Повторение знаний о неметаллах. | (слайд 14-15) Благородные газы и их применение. 1) Слово «инертный» означает, что элемент или вещество отличается низкой химической активностью, не вступает в химические реакции. Однако сегодня известно, что существуют соединения ксенона, криптона и радона с фтором, кислородом, хлором и азотом. Так какое же определение больше подходит этим газам: инертные или благородные? 2) Водород легче воздуха, но для наполнения воздушных шаров и дирижаблей используют гелий. Почему? Для доказательства горючести водорода учитель показывает демонстрацию его получения и поджигания, при котором раздается хлопок. |
Отвечают на проблемные вопросы. Работают с учебником. Смотрят демонстрацию получения водорода. |
9. Физкульт-минутка | (слайд 16) Гимнастика для глаз | Делают упражнения для глаз. |
10. Заполнение таблицы. | (слайд 17) Понятие аллотропии. В таблице по учебнику дается сравнительная характеристика аллотропных модификаций: кислорода и озона, графита и алмаза, белого и красного фосфора. |
Работа в паре или в группах с учебником: -заполнение таблицы. Учитель дает консультацию, если это необходимо. |
11. Исторический факт. Экспедиция к Южному полюсу Земли в 1911 году | (слайд 18) В 1911 году почти одновременно к Южному полюсу планеты стартовали две экспедиции. Одну возглавлял известный полярный исследователь, норвежец Руал Амундсен, другой экспедицией руководил английский офицер Роберт Фолкон Скотт. Экспедиция Роберта Скотта шла к полюсу, оставляя по дороге небольшие склады с горючим и питанием для обратного пути. И вот 17 января 1912 года Роберт Скотт и его товарищи вышли в район Южного полюса. К своему разочарованию, они обнаружили палатку экспедиции Амундсена и письмо, а на флагштоке развевался флаг Норвегии... Несчастье случилось на обратном пути. Канистры с керосином, запаянные оловом, заранее оставленные на складах, оказались пусты все до единой! Уставшие, замерзающие и голодные люди не могли ни согреться, ни приготовить еду. Роберт Скотт и его товарищи погибли. Почему? |
Отвечают на вопрос после прочтения текста |
12. Формулирование выводов об относительности деления веществ на металлы и неметаллы | Аллотропия олова, как доказательство относительности деления веществ на металлы и неметаллы. (слайд 19) | Формулируют вывод об относительности деления веществ на металлы и неметаллы. |
13. Рефлексия. | Над какой темой мы сегодня работали? Что нового мы узнали о металлах? К каким выводам пришли? (слайд 20) |
Заполняют столбец «Что я узнал» |
14. Заключительное слово учителя. | Возвратимся к эпиграфу нашего урока. (слайд 21) Семь металлов создал свет По числу семи планет: Дал нам Космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец… Сын мой! Сера – их отец! И спеши, мой сын, узнать, Всем им ртуть – родная мать! Вы сказали в начале урока, что сера не относится к металлам, это действительно так. Но мы с вами должны знать, что четкой границы нет, и деление между металлами и неметаллами условно. |
Фронтальная беседа |
Комментарии
Отправить комментарий