Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Предмет химии. Вещества.»


Цель:

Обеспечить условия для восприятия и осмысления вводных понятий  в предмет химии посредством заданий для групповой работы. Сформировать интерес для дальнейшего изучения предмета.

Планируемые результаты.

Личностные:
 - способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся; навыков работы в паре и группах, личной и коллективной ответственности за результаты работы; проводить рефлексию собственной деятельности;  содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни;
возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.

Метапредметные:
- обеспечить «ситуацию успеха», создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность легко отличать простые вещества от сложных, металлы от неметаллов; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.

Предметные:
- создать условия для усвоения понятий «металлы» и «неметаллы»; расширить и углубить химические знания учащихся; содействовать формированию экспериментальных умений и навыков; включить элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения знаний о строении и свойствах веществ.

Тип урока: урок повторение изученных знаний.

Методы урока: частично-поисковый, частично-исследовательский, иллюстративный, эвристический; работа в паре и в группах, самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы урока: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная беседа.

Средства обучения, оборудование: ПСХЭ, прибор для получения газов, инструкционные карты, слайд - презентация урока - подготовленная учителем, проектор, компьютер, поддерживающий формат Microsoft Power Point – 2007.

Применяемые технологии: урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.

План урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
  2. Актуализация темы.
  3. Формулировка темы урока.
  4. Целеполагание.
  5. Повторение знаний о металлах.
  6. Определение положения металлов в таблице Д.И. Менделеева.
  7. Первичная проверка понятия материала. Строение атома лития.
  8. Определение положения неметаллов в таблице Д.И. Менделеева. Повторение знаний о неметаллах. Благородные газы и их применение.
  9. Физкульт-минутка
  10. Аллотропия. Заполнение таблицы.
  11. Исторический факт. Экспедиция к Южному полюсу Земли в 1911 году.
  12. Формулирование выводов об относительности деления веществ на металлы и неметаллы.
  13. Рефлексия.
  14. Заключительное слово учителя.

Презентация к уроку "Простые вещества металлы и неметаллы"





Ход урока "Простые вещества металлы и неметаллы"


Этапы урока
Основное содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Орг. момент
Приветствие учащихся. Стихотворение  Н.А.Морозова (слайд 2)

Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Дал нам Космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера – их отец!
И спеши, мой сын, узнать,
Всем им ртуть – родная мать!

Семь металлов, известные еще в Древнем Египте, считались представителями на Земле семи планет. Посмотрите, может быть какой-то элемент здесь лишний?
Фронтальная беседа. Ученики высказывают свое мнение, находят лишний элемент.
2. Актуализация темы Чтобы сформулировать тему урока, предлагаю сначала ответить на несколько вопросов. Что изображено на слайде? (слайд 3) Можем ли мы разделить эти вещества на группы? А что общего между этими веществами?  Фронтальная беседа. Ученики определяют принадлежность веществ к классам, находят черты сходства и различия.
3.Формулировка темы урока Ключевые слова по слайду 3 записываются на доске, а из них составляется тема урока. (слайд 4) Формулируют тему урока: «Простые вещества - металлы и неметаллы».
4. Целеполагание Определяем границы знания, выполнив задание в опорном конспекте на соответствие свойств металлов и неметаллов. Что я знаю: физические свойства металлов и неметаллов.
(слайд 5) Что хочу узнать: Повторить понятия металлы и неметаллы, их физические свойства. Выявить отличие металлов от неметаллов.
Соотносят свойства металлов и неметаллов. Заполняют столбцы «Что я знаю» «Что я хочу узнать»
5. Повторение знаний о металлах Разговор о применении металлов в жизни на основе их физических свойств. Положение металлов в периодической системе. (слайды 6-12). Учащиеся коллективно обсуждают проблему и определяют общие свойства металлов. Находят их положение в периодической системе Д.И. Менделеева.
6. Проверка понятия материала. В опорном конспекте и на доске выполняем задание по строению атома лития. Ученик выходит к доске. Остальные работают в опорных конспектах.
7. Определение положения металлов и неметаллов в таблице Д.И. Менделеева. Переходим к теме неметаллы. Определяем их положение в таблице Д. И. Менделеева. (слайд 13) Учащиеся отвечают с места.
8. Повторение знаний о неметаллах. (слайд 14-15) Благородные газы и их применение.
1) Слово «инертный» означает, что элемент или вещество отличается низкой химической активностью, не вступает в химические реакции. Однако сегодня известно, что существуют соединения ксенона, криптона и радона с фтором, кислородом, хлором и азотом. Так какое же определение больше подходит этим газам: инертные или благородные?

2) Водород легче воздуха, но для наполнения воздушных шаров и дирижаблей используют гелий. Почему? Для доказательства горючести водорода учитель показывает демонстрацию его получения и поджигания, при котором раздается хлопок.
Отвечают на проблемные вопросы. Работают с учебником. Смотрят демонстрацию получения водорода.
9. Физкульт-минутка (слайд 16) Гимнастика для глаз Делают упражнения для глаз.
10. Заполнение таблицы. (слайд 17) Понятие аллотропии. В таблице по учебнику дается сравнительная характеристика аллотропных модификаций: кислорода и озона, графита и алмаза, белого и красного фосфора.

Работа в паре или в группах с учебником: -заполнение таблицы. Учитель дает консультацию, если это необходимо.
11. Исторический факт. Экспедиция к Южному полюсу Земли в 1911 году (слайд 18) В 1911 году почти одновременно к Южному полюсу планеты стартовали две экспедиции. Одну возглавлял известный полярный исследователь, норвежец Руал Амундсен, другой экспедицией руководил английский офицер Роберт Фолкон Скотт.
Экспедиция Роберта Скотта шла к полюсу, оставляя по дороге небольшие склады с горючим и питанием для обратного пути. И вот 17 января 1912 года Роберт Скотт и его товарищи вышли в район Южного полюса. К своему разочарованию, они обнаружили палатку экспедиции Амундсена и письмо, а на флагштоке развевался флаг Норвегии...
Несчастье случилось на обратном пути. Канистры с керосином, запаянные оловом, заранее оставленные на складах, оказались пусты все до единой! Уставшие, замерзающие и голодные люди не могли ни согреться, ни приготовить еду. Роберт Скотт и его товарищи погибли. Почему?
Отвечают на вопрос после прочтения текста
12. Формулирование выводов об относительности деления веществ на металлы и неметаллы Аллотропия олова, как доказательство относительности деления веществ на металлы и неметаллы. (слайд 19) Формулируют вывод об относительности деления веществ на металлы и неметаллы.
13. Рефлексия. Над какой темой мы сегодня работали?
Что нового мы узнали о металлах?
К каким выводам пришли? (слайд 20)
Заполняют столбец «Что я узнал»
14. Заключительное слово учителя.  Возвратимся к эпиграфу нашего урока. (слайд 21)
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Дал нам Космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера – их отец!
И спеши, мой сын, узнать,
Всем им ртуть – родная мать!
Вы сказали в начале урока, что сера не относится к металлам, это действительно так. Но мы с вами должны знать, что четкой границы нет, и деление между металлами и неметаллами условно.
Фронтальная беседа

Комментарии